Cтраница 4
Турбина 2 соединена с насосом 5 при помощи соединительного узла 3 с входным каналом 4 турбины и всасывающим каналом 8 насоса. К соединительному узлу прикреплены трубы наружного трубопровода двойной колонны 6 и всасывающего трубопровода / насоса. К насосу присоединен напорный трубопровод 7 двойной колонны, а к выходному каналу турбины присоединен трубопровод 9, связывающий его с напорным трубопроводом насоса. Работа турбонасосного агрегата осуществляется следующим образом. Отработанная жидкость выходит из турбины по трубопроводу 9 в напорный трубопровод насоса. [46]
В последнее время для привода насосов различных вспомогательных систем начинают применять гидротурбины, приводимые жидкостью высокого давления, подаваемой от основного мощного насоса. Одним из достоинств агрегата с гидротурбиной является отсутствие уплотнения вала и обеспечение полной герметичности. Принцип действия турбонасосного агрегата с центробежным насосом заключается в следующем. Жидкость под высоким перепадом давления Apt pt - р2 вращает гидротурбину, на общем валу с которой расположено колесо насоса. Рс - Кроме того, в эту магистраль поступает расход жидкости Qx от гидротурбины, суммируясь с подачей насоса. [47]
При перекачке жидкого водорода важным вопросом является теплоизоляция трубопроводов для перекачиваемого горючего. Определенное количество тепловой энергии возникает при работе топливных насосов. Для предотвращения нагрева водорода в топливных насосах их специально помещают в баки с жидким водородом. Это способствует резкому уменьшению нагрева горючего в процессе перекачки по топливной системе ЖРД. Для смазки узлов трения турбонасосных агрегатов используются также твердые смазочные материалы. [48]
В табл. 205 приведена характеристика смазочных материалов для ракетных двигателей в США. Для обеспечения надежной подачи смазки в редуктор турбонасосного агрегата вязкость масла при - 34 4 С не должна быть больше 500 ест при насосной системе подачи и не выше 200 ест при газобаллонной. Однако минеральное масло, а также синтетические диэфирные масла Mil-L - 7808 и Mil-L - 25336 имеют очень высокие уровни вязкости при отрицательных температурах. Эти масла обладают также недостаточными противоиз-носными свойствами. Применение для смазки редуктора турбонасосного агрегата горючего RP-1 позволяет упростить и уменьшить вес ракетного двигателя, так как исключается специальная система подачи масла. [49]