Cтраница 5
В последние годы созданы титановые сплавы. Не уступая по прочности лучшим легированным сталям, они более жаростойки ( температура плавления 1725) и примерно на 50 / о легче, чем стали. Диск компрессора турбореактивного двигателя, изготовленный из титанового сплава, получается на 65 кг легче стального. [61]
Из указанных выше узлов или элементов конструкции развитие усталостной трещины в полете до критических размеров в лонжероне лопасти приводит к полному разрушению вертолета. В этом случае предельное состояние определяется критической длиной трещины, которая не должна быть достигнута в процессе эксплуатации. Разрушение диска компрессора или турбины, как правило, приводит к предпосылке летного происшествия. Поврежденный двигатель прекращает свою работу, а недостаток мощности компенсируется другими двигателями и ВС может совершать аварийную посадку. Выход разрушенной лопатки за пределы двигателя может приводить к серьезным повреждениям ВС. Развитие трещин в различных элементах конструкции крыла до критических размеров может не приводить к предпосылке летного происшествия, если по мере роста трещины в конструкции предусмотрено резервирование мощности ( дублирование системы) или перераспределение нагрузки с одного элемента конструкции на другой при развитии в одном из элементов конструкции трещины до критических размеров. [62]
Конструктивная схема осевого компрессора ГТУ. [63] |
ПНА), которые вместе с ВНА включены в систему управления работой ГТУ. Рабочие лопатки обычно укреплены на дисках и вместе с валом, на котором они расположены, образуют ротор компрессора. Между дисками компрессора по внутреннему диаметру для обеспечения гладкости проточной части могут быть закреплены разрезные кольца. [64]
К недостаткам следует отнести большие диаметры цапф ротора, которые создают большие окружные скорости в подшипниках ( большой диаметр цапф необходим для обеспечения жесткости консольного ротора), а также невозможность осмотра подшипников без разборки ротора или наличия разъема корпуса в плоскости оси ротора. Расположение подшипников между дисками турбомашин обусловливает интенсивный подвод тепла к ним, что требует проведения специальных мер для снижения тепловой нагрузки подшипников. При изготовлении диска компрессора из легкого сплава увеличивается неравномерность нагрузки на подшипники ротора. По этой схеме турбокомпрессоры строятся как с радиальными, так и с осевыми турбинами. [65]