Человеческая судьба - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Первым здоровается тот, у кого слабее нервы. Законы Мерфи (еще...)

Человеческая судьба

Cтраница 3


Вступление Европы в это столетие ознаменовано величайшим культурным поворотом, сопоставимым по значимости и масштабности с переходом человечества от древности - к средневековью, и от последнего - к Новому времени. Хосе Ор-тега-и - Гассет в этой связи писал: Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным XIX в...  [31]

Она подсказывает, что надо выбирать ту форму экономической жизни, которая в наибольшей степени обеспечивает процветание общества в целом и каждого его индивида. Вместе с тем она учит, что шараханья в крайности также опасны, ибо связаны с большой ломкой человеческих судеб, растратой того лучшего, что наработано предшествующими поколениями.  [32]

Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.  [33]

Так как в этот короткий период времени оба друга большей частью находились в разлуке, то их переписка разгорелась последним пламенем. В ней запечатлен этот последний год жизни Маркса во всем его мрачном величии. Так был разрушен неумолимой человеческой судьбой и этот великан мысли и дела.  [34]

Но вот что странно: в представлении большинства людей он остается чаще всего великим художником, автором ряда гениальных картин, неизменно, из века в век вызывающих восхищение ценителей искусства. Куда меньшая часть человечества, включая и просвещенную интеллигенцию, причисляет себя к знатокам инженерного творчества Леонардо да Винчи. И уж совсем единицы знают отдельные яркие, но мало известные эпизоды его деятельности в некоторых узких областях науки и техники. Как нередко случается в человеческих судьбах, вспомните, например, великого русского композитора и химика А.П. Бородина, автора оперы Князь Игорь, слава художника затмила достижения: инженера.  [35]

Торговля в этих условиях привязана к выполнению не только собственно экономических, но и социально-культурных функций. Так, восточный базар как средоточие торговли служит также центром непосредственных личных контактов и взаимодействий, всеобщего сбора, на котором покупка представляется как услуга и сама стоимость товара резко колеблется в зависимости от чисто субъективных факторов. Здесь же происходит интенсивный обмен информацией и культурными ценностями. Недаром базар, где развертываются важные события человеческих судеб - излюбленное место действия средневековых и современных новелл.  [36]

Если бы в мире капитала был Юрий Гагарин, был бы Герман Титов, были Валентина Гаганова, Турсуной Ахунова, Александр Гиталов и сотни, тысячи людей повседневного трудового подвига - разве же не отправили бы наиболее талантливые тамошние писатели весь свой постельно-кальвадосный литературный мусор в мусоропровод. Убежден, что, если они настоящие художники - а ведь среди них немало именно настоящих художников - они нам завидуют. Завидуют тому обилию, тому богатству, той красоте человеческих судеб, характеров и деяний человека, какими располагаем мы, советские писатели.  [37]

Вебер отвечал: интересом эпохи, то есть социально-исторической детерминантой. Ценности, постулированные основоположниками баденской школы как нечто независимое от превратностей человеческой судьбы, раз и навсегда данное - звезды, по которым ученый выверял курс своего познавательного процесса, отделяя истину от заблуждения, - теперь ввергались в изменчивый поток исторического становления.  [38]

Как известно, Советский Союз несколько раз продлевал односторонний мораторий на ядерные взрывы. И должен сказать, что это было результатом серьезного рассмотрения многочисленных обращений к советскому руководству со стороны различных кругов зарубежной интеллигенции. Их беспокойство и аргументы мы воспринимали со всей серьезностью, ибо понимали, что ответственная политика не может не считаться с мнением едва ли не самой авторитетной части общественности. Я думаю, что политика, которая не оплодотворяется раздумьями о человеческих судьбах - а именно в этом предназначение настоящей интеллигенции - это аморальная политика, она не заслуживает уважения.  [39]

Эти термины введены К. Поппер обосновывает, что как наука, так и человеческая история являются, в сущности, неопределенными и меняющимися. Применительно к социальной теории это своего рода атака К. Такие теории, как теории Гегеля и Маркса, предполагающие существование законов истории и познаваемости человеческой судьбы, были отвергнуты Поппером как научно несостоятельные и политически опасные.  [40]

Знакомство с философией средневековья показывает, с одной стороны, культурную преемственность эпох ( античности и рассматриваемого периода истории), с другой стороны, их различие, качественно новое состояние средневекового философствования. Английский историк философии Ф. Ч. Коплстон, тщательно проанализировавший труды большого числа философов средних веков, пишет следующее: Невзирая на то, в чем некоторые люди увидели бы неудачные метафизические экскурсы, средневековые философы в определенных отношениях были несомненно трезвыми мыслителями, склонными с логическому рассуждению и уверенными, что мы способны познавать реальный мир и что мы не замкнуты в круге своих собственных идей. Правда, некоторые исследователи усматривают в средневековой философии отсутствие жгучего интереса к вопросам, касающимся смысла жизни и человеческой судьбы.  [41]

Из самых народных глубин поднимаются великие таланты, обогащающие и ведущие вперед культуру своей страны и всего мира. В национальной самобытности и истинной народности таятся истоки и неиссякаемая мощь произведений скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова. Наделенный сильным и неукротимым творческим духом, Коненков выбирал в истории и в современности примеры могучих и вольных характеров, людей, активно вторгающихся в события своего времени. Ленин, Горький, Павлов, Маяковский, Шаляпин, Мусоргский, Чехов, Герцен, Достоевский, Сократ, Бах, Дарвин, Всеволод Вишневский, Галина Уланова - немногие скульпторы так смело и плодотворно входили в столь различные человеческие судьбы, в столь несхожие эпохи.  [42]

Думаю, что никакие тесты не ответят на вопрос: кем лучше стать - химиком или биологом, геологом или гидрологом, юристом или историком. Но некоторое грубое подразделение, основывающееся на характере интеллекта, представляется все же возможным. Есть любознательность, но к чему. Интерес к человеческим судьбам, к взаимоотрюшению людей, к положению человека в обществе, к духовной жизни своих ближних если приводит молодого человека к наукам; то к гуманитарным. Интерес к устройству вещей, к тому, как они служат людям, приведет его в стан ученых-прикладников. Интерес к природе обращает научные склонности к естествознанию.  [43]

Военная знать и вообще все феодальные власти обычно нелегко становятся носителями рациональной религиозной этики. Жизнь воина не располагает ни к мысли о благостном провидении, ни к следованию систематическим этическим требованиям надмирного бога. Такие понятия, как грех и спасение, религиозное смирение не только далеки от чувства собственного достоинства представителей всех господствующих политических слоев, и прежде всего военной знати, но даже оскорбляют его. Принять религию, оперирующую понятиями, подчиниться пророку или священнослужителю должно представляться неблагородным и недостойным как прославленному в военных действиях герою, так и знатному человеку, независимо от того, принадлежит ли он к римской аристократии эпохи Тацита или к конфуцианским мандаринам. Внутреннее принятие смерти и иррациональность человеческой судьбы для воина - дело повседневности, а шансы и события посюстороннего бытия настолько заполняют его жизнь, что он неохотно принимает религию и не требует от нее ничего, кроме защиты от злых сил, а также церемоний, адекватных его сословному достоинству и являющихся компонентами сословной конвенциональ-ности, впрочем, и молитвы о победе или счастливом пребывании после смерти на небесах с другими героями.  [44]

Даже если некоторые из этих псалмов отражают, как полагают современные комментаторы, личное возмущение против преследований Александра Янная, то характерна подборка и сохранение их; к тому же другие псалмы со всей очевидностью отражают положение иудеев в качестве народа-пария. Ни в одной религии мира нет единого бога с такой неслыханной жаждой мести, как та, которой преисполнен Яхве; об исторической достоверности данных в переработках, сделанных священнослужителями, можно судить едва ли не с полным основанием по тому факту, что такое событие, как, например, битва при Мегиддо, не соответствует этой теодицее воздания и мести. Иудейская религия стала религией воздаяния: требуемой богом добродетели следуют в надежде на воздаяние. И оно носит прежде всего коллективный характер; возвышен будет народ в целом, и лишь таким образом обретет свое достоинство отдельный человек. Наряду с этим и в связи с ним с давних пор существует, конечно, и теодицея отдельной человеческой судьбы, проблематика которой находит свое выражение в Книге Иова, совершенно иной по своему характеру и созданной другими слоями общества. В этой Книге с ее отказом от решения упомянутой проблемы и подчинения человека абсолютной власти бога предвосхищается пуританская идея о предопределении, которая должна была бы здесь возникнуть, если бы к упомянутой идее присоединился пафос вечных адских мук. Однако этот пафос не возник, и Книга Иова в том значении, которое ей придавал автор, осталась, как известно, почти непонятой, настолько непоколебима была в иудейской религии вера в коллективное воздаяние.  [45]



Страницы:      1    2    3    4