Cтраница 3
Если предметом профессиональной деятельности являются объекты материального производства либо социальные процессы, то предмет познавательной деятельности студентов - информация есть неизвестное студенту, что превращается в знания, умения, навыки, способы деятельности, нормы отношений, все то, на что направлена активность субъекта. Переход предмет учебной деятельности - предмет профессиональной деятельности означает смену типа деятельности. [32]
В УИКиП ведется работа по внедрению новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов. [33]
Но во всех этих и других случаях фильм остается инструментом, средством воздействия на познавательную деятельность студентов. [34]
Дополнение ряда положений теории обучения психологическим аппаратом организации мышления позволяет совершенствовать формы и методы управления познавательной деятельностью студентов. [35]
Эти свойства алгоритмов позволяют также использовать их в качестве одного из средств управления и самоуправления познавательной деятельностью студентов. [36]
При таком положении каждый педагог, коллектив преподавателей чаще всего оценивает состояние и осуществляет управление познавательной деятельностью студентов в условиях известной неопределенности. Однако эта неопределенность синхронна с обучением и в своем движении оставляет следы достаточно определенных оценочных данных, характеризующих учебный процесс, но с известным отставанием от его динамики. [37]
В вузах, кроме того, ведутся исследования по нахождению оптимального варианта программного управления самой познавательной деятельностью студента. [38]
Меры конкретизации материала и связи преподавания с жизнью для вечернего отделения являются одним из методов активизации познавательной деятельности студентов на занятиях. [39]
Говоря конкретнее, обучающая деятельность ученых-педагогов имеет многоплановый характер: преподавание как изложение науки; руководство познавательной деятельностью студентов путем раскрытия и показа логики преподаваемой науки, ее теории, перспектив развития и существующих источников, подлежащих изучению, постоянным общением со студентами; обучение методам работы в лаборатории, использования ТСО, методике наблюдения и эксперимента; формирование идеологических качеств - мировоззрения, идейно-этических и политических убеждений через обучение; учет результатов обучения в ходе учебного процесса и на семестровых зачетах и экзаменах. [40]
Это и есть та модель или схема действий и поступков будущего специалиста, которая служит обобщенной моделью познавательной деятельности студента в активном обучении контекстного типа. Здесь моделируется полный цикл мышления - от зарождения проблемной ситуации, порождения познавательной мотивации до нахождения способов разрешения проблемы и доказательства его правильности. [41]
Таким образом, ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности учебного процесса является проблема активизации и управления познавательной деятельностью студентов с опорой на психологический принцип развития личности в процессе целенаправленного обучения и воспитания, единства содержания обучения и сознания деятельности по усвоению знаний, а также на развитие элементов самостоятельности, самоуправления и самоконтроля. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков как средство управления учебным процессом должен давать адекватную информацию об исходном уровне знаний студентов, их пополнении в ходе обучения, о степени достижения поставленных целей, уровне решения учебных задач, степени сформированности учебно-познавательной деятельности в учебном процессе, что является одним из важных условий подготовки квалифицированных специалистов. [42]
Все сказанное выше в данной работе убеждает нас в том, что основой для повышения эффективности и результативности познавательной деятельности студентов ( обучающихся) яв - ляется вовлечение их в активную и интенсивную самостоя - тельную работу по достижению осознаваемых каждым студентом целей изучения данного учебного материала на базе адекватных дидактических средств. [43]
При этом, конечно, следует предварительно обеспечить каждого студента всеми дидактическими материалами, создать необходимые условия для эффективной познавательной деятельности студента в заданное учебное время. [44]
Итак, ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является проблема активизации и управления познавательной деятельностью студента с опорой на развитие элементов самостоятельности, самоуправления и самоконтроля. Следует помнить, что, как отмечали многие великие дидакты и философы прошлого ( Платон, Аристотель, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.), развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает научиться чему-либо, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. [45]