Познавательная деятельность - человек - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Если ты закладываешь чушь в компьютер, ничего кроме чуши он обратно не выдаст. Но эта чушь, пройдя через довольно дорогую машину, некоим образом облагораживается, и никто не решается критиковать ее. Законы Мерфи (еще...)

Познавательная деятельность - человек

Cтраница 2


Кроме социальной, всякая религия имеет причину своего возникновения в познавательной деятельности человека. Этот компонент системы причин, обусловливающих религию, составляет ее гносеологические корни. Они заключены прежде всего в способности человека к абстрактному мышлению и возможности - на этой основе - к отлету мысли в сторону, возведению в абсолют какой-нибудь частицы изучаемого явления и ( как следствие) фантастического его отображения.  [16]

Помимо выделенных могут быть формы истины, обусловленные спецификой видов познавательной деятельности человека. На этой основе имеются формы истины: научная, обыденная ( повседневная), нравственная и пр.  [17]

Коренной порок идеалистической трактовки пространства и времени состоит в превращении форм и методов познавательной деятельности человека из средств понимания пространства и времени в первопричину их существования.  [18]

Все названные дисциплины ( или разделы) психологической науки нацелены, как видим, на исследование познавательной деятельности человека. Они касаются взаимоотношений индивидуальной ( или коллективной) психики людей с внешней средой, рассмотрения психологических явлений как результата воздействий внешних факторов на центральную нервную систему, изменения поведения или состояния человека под влиянием многообразных внешних и внутренних факторов.  [19]

Объектом экспериментального исследования является также вопрос о правомерности программированного обучения с точки зрения его соответствия природе познавательной деятельности человека. Формируемые в обучающей программе учебные процедуры принуждают учащегося к совершенно определенной деятельности в процессе обучения. Эта деятельность обусловлена и отражает идеи принятой для построения обучающей программы психологической теории усвоения. При этом благодаря программному управлению детерминация деятельности достаточно жестка, и поэтому может наблюдаться рассогласование действительного процесса познавательной деятельности учащегося по сравнению с тем, который ему предлагается обучающей программой. По нашему мнению, эффект рассогласования я его внешнее проявление в виде изменившегося отношения к учению или, наоборот, усилившейся мотивации учения со стороны учащегося является наиболее показательным ответом по данной проблеме исследования. Не менее важными являются также выводы по данной проблеме для выбора адекватной теории усвоения знаний учащимися и ее применения на практике.  [20]

Монография рассчитана на психологов, философов, логиков и математиков, на всех, кого интересуют современные проблемы изучения познавательной деятельности человека.  [21]

Предметом гносеологии выступает, наряду с другими сторонами субъектно-объектных отношений, специфика научного знания, специфика обыденного, повседневного знания, специфика других видов познавательной деятельности человека. Но рассмотрение самих этих видов познания здесь не становится самоцелью. Иначе философская гносеология по крайней мере частично превратилась бы в специально-научное исследование и стала бы частью науковедения или логики и методологии научного познания. Специфичность того или иного вида познания интересует гносеологию лишь с мировоззренческой стороны и в плане достижения и форм существования истины.  [22]

Предметность формирования и распространения знаний в топологии, приведенной на рис. 1.2., заложена в ее элемент Научные исследования, обеспечивающий основу выполнения системы принципов познавательной деятельности человека. Дальнейшее сочетание абстрактного уровня теоретических знаний, являющихся результатом научных исследований, с их прикладной направленностью, представленное элементом топологии 1, переводит эти знания из разряда самого знания в разряд теоретико-прикладных знаний, включенных ъ реальную практику людей. Теоретические же знания, получаемые исследователем и используемые в целях получения новых теоретических знаний ( элемент топологии 2), строго соответствуют своему статусу научности. Однако, в обоих случаях меняется лишь форма выражения и область использования знаний. Основное их содержание остается неизменным.  [23]

О глубинной связи характера социальной практики и интеллекта, социального мышления человека свидетельствуют блестящие исследования А.Р. Лурия, который в 1931 - 1932 гг. провел эксперимент в отдаленных районах Узбекистана, убедительно доказав общественно-историческую природу основных форм познавательной деятельности человека: восприятия, запоминания, формирования понятий, логических процессов.  [24]

Тем не менее, хотя общая организация GPS с ее структурами цели и ассоциативными методами запоминания информации, конечно, может служить превосходной основой для выполнения сложных информационных процессов в упорядоченном виде, соображения Хебба и рассмотренные выше неформальные примеры поведения человека убеждают нас в том, что познавательная деятельность человека должна быть, по крайней мере частично, организована на совершенно другой основе. Хотя неясно, как клеточные ансамбли и фазовые последовательности сами по себе могут дать адекватное общее объяснение процессов мышления, вполне возможно, что система, в которой ограниченное последовательное управление связывается с лежащей в его основе структурой активных элементов, соответствующих модели Хебба, могла бы создать необходимую для этого основу.  [25]

В предмете философии как всеобщем в системе мир - человек коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно - объектные отношения. Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. В ее компетенции вторая сторона основного вопроса философии, чаще всего выражаемая вопросом Познаваем ли мир. В гносеологии имеются многие другие вопросы, раскрытие которых связано с иными категориями и понятиями: сознание, истина, практика и познание, субъект и объект, материальное и идеальное, человек и компьютер, чувственное, рациональное, интуиция, вера и т.п. Каждое из этих понятий, выражая духовные или материальные явления, автономно и связано с особой мировоззренческой проблемой. Однако в теории познания все они оказываются объединенными между собой посредством понятия истина, с которым они так или иначе соотносятся.  [26]

Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность ( либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека. Так, например, в процессе художественного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся в своеобразной склейке с ними. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету. Художественный образ - это такое отражение объекта, которое содержит отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентации, как бы вплавленных в характеристики отражаемой реальности. Исключить это взаимопроникновение - значит разрушить художественный образ. В науке же особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания ( законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и что ненавидел Ньютон, тогда как, например, в портретах кисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение и его личностное отношение к изображаемым явлениям. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Из этого, конечно, не следует, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты.  [27]

Рекурсивность процесса формирования понятий лежит в основе нашей способности мыслить. Эта сложная рекурсивность отражена в ряде моделей познавательной деятельности человека, предлагаемых философами, психологами и специалистами по искусственному интеллекту. Наиболее известен рекурсивный по сути трансцендентальный категориальный синтез, развитый в известной Критике чистого разума И.  [28]

Цельное знание мыслится Соловьевым как истина, включающая сущее, единое, все. В качестве такового оно вытекает не из результатов познавательной деятельности человека, а из проявления абсолютного начала в человеке, или, по-иному, веры, интуиции, созерцательности.  [29]

Естественно, что рассматриваемая топология формирования и распространения знаний не может ограничиваться лишь элементами Научные исследования и Каналы распространения знаний. Она, прежде всего, должна отражать необходимое условие любой познавательной деятельности человека - предметность и объективность восприятия.  [30]



Страницы:      1    2    3    4