Cтраница 2
Последовательность общего хода нравственного воспитания, намеченная И.Ф. Гербартом, была обусловлена его пониманием самого характера нравственности. [16]
Наиболее важная проблема нравственного воспитания в школе касается отношений знания и поведения, ибо, если знания, накапливающиеся при упорядоченном учении, не влияют на характер, бесполезно стремиться к формированию нравственности как объединяющей и высшей цели образования. Когда нет тесной, естественной связи между методами, а также материалами познания и морального роста, приходится прибегать к специальным занятиям моралью как учебному предмету; при этом знание не воплощается в привычку, в побудительные причины действий и взгляды на жизнь, а этика становится морализаторской - перечнем изолированных добродетелей. [17]
При выработке стратегии нравственного воспитания необходимо исходить из государственных целей, стоящих перед высшей школой как педагогической системой, которые заключаются в формировании Специалистов, способных, исходя из гражданских позиций, формулировать производственные задачи, профессионально их решать и нести ответственность за их решение. [18]
Систематически обсуждать вопросы трудового и нравственного воспитания на собраниях рабочих и колхозников. [19]
Следует обеспечивать единство трудового, идейно-политического и нравственного воспитания молодежи, повышать роль труда в формировании у нее коммунистической морали. [20]
Те доводы к нравственному воспитанию, которые дает школа, могут быть распределены по группам следующим образом: 1) поводы к упражнению в моральных поступках учеников, в связи с поведением их в классе, а равно и в связи со школьной деятельностью в других областях, которые в известной степени зависят от учителя; 2) поводы к специальному моральному обучению, помимо тренировки в моральных поступках; 3) поводы к упражнению в нравственных оценках и идеалах при помощи обычных школьных занятий. [21]
В то же время нравственное воспитание молодежи в современных условиях требует значительного совершенствования. В некоторых комсомольских организациях еще мирятся со случаями отступлений от норм коммунистической морали, нарушениями трудовой дисциплины, общественного порядка. Организация свободного времени не в полной мере удовлетворяет юношей и девушек. Физическая культура еще не вошла в повседневную жизнь каждого молодого человека, имеются недостатки в организации работы по комплексу ГТО. [22]
Третий, основной пункт нравственного воспитания в нашу эпоху заключается в той черте правды, которой отличается нравственность, создающаяся на наших глазах. Правда и бесстрашное умение смотреть действительности прямо в глаза в самых трудных и запутанных положениях жизни - вот первое требование революционной морали. [23]
В области разработки проблем нравственного воспитания явно обнаружилось противостояние сторонников индивидуалистической концепции и социальной, перераставшей в ряде случаев в националистическую, что ярко проявилось в Германии и Италии перед Второй мировой войной. [24]
В конечном счете целью нравственного воспитания детей в школе должно быть формирование личности, качествами которой стали бы уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства. Ушинский протестовал против негуманного отношения к детям, против унижающих личность ребенка телесных наказаний. Из всех мер наказаний наиболее приемлемыми, по мнению К.Д. Ушин-ского, являются предупреждение, замечание, низкая оценка по поведению. При этом он подчеркивал, что особенно важно соблюдение педагогического такта и такое отношение к ребенку, которое не унижало бы его в глазах сверстников. [25]
Об эффективности мероприятий по трудовому и нравственному воспитанию можно судить по тому, насколько отношение работников к труду, к общественной деятельности, к коллективу определяется социалистическими интересами и коммунистическими идеалами рабочего класса. Активному проявлению деловых и личных качеств работников, повышению их сознательности способствует социалистическое соревнование. Важно при этом соблюдение основополагающих принципов организации соревнования - состязательности, гласности, сопоставимости условий труда и профессиональных возможностей работников, возможности повторения передового опыта. Социалистическое соревнование носит не только воспитательный, но и обучающий характер: в процессе его раскрываются условия и способы достижения высоких трудовых результатов, оказывается практическая помощь по овладению передовыми методами работы. [26]
Ядром его учения служит концепция нравственного воспитания. Основу для нравственного, подлинно человеческого поведения Больное усматривает в простых нормах нравственности, которые остаются неизменными, как бы ни различались между собой этические системы. Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня главную цель воспитания. Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых добродетелей, которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни. Три фундаментальные добродетели - доверие, надежда, благодарность, - заложенные в природе человека, составляют, по Боль-нову, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. К числу простых форм нравственности, также формируемых воспитанием, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обстоятельствах, благоговение, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ему помочь, терпимость к его слабостям и несовершенствам. [27]
Вред такого положения дел для нравственного воспитания учащихся очевиден: процветает ориентация не на знания, а на приспособление к характеру контроля, формальное отношение к работе. Перегрузки отрицательно сказываются и на продуктивности домашней работы, что не способствует развитию положительного отношения к учению вообще и к самообразованию в особенности. [28]
Совершенно другие пути и средства нравственного воспитания раскрываются перед современной педагогикой. Сущность их сводится к утверждению конкретного, а не отвлеченного, действенно социального, а не пассивного индивидуального ( пример, питание, идея) характера этого воспитания. Но для автора школа - орудие почти исключительно интеллектуального воспитания и в согласии с этим основным взглядом он указывает чисто интеллектуальные пути, могущие дополнительно содействовать нравственному воспитанию ( отвлеченные понятия, идеи и пр. Следует все время помнить это основное различие во взглядах на школу автора и нашей педагогики. Для нас истина и долг, как стимулы реакций, не отвлеченные понятия, а всегда конкретные, хотя и очень сложные, части действительности. [29]
Партийным комитетам настойчиво добиваться единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, улучшения координации средств идеологического воздействия, усилий общественных организаций, трудовых коллективов, семьи и школы, охватывать идейным влиянием все социальные группы. Систематически распространять лучший опыт работы, повысить в этом роль идеологических комиссий. Решительно бороться с шаблоном, с подменой существа дела формой. В идейно-воспитательной работе нетерпимы бумаготворчество и заседательская суета, оценка ее по сугубо количественным показателям. [30]