Cтраница 2
Изложенные три критерия оценки воспитанности студента являются исходными и общими. [16]
Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога. [17]
В педагогике имеются попытки создания критериев воспитанности. В одном случае это делается в исследовательских целях ( срезы, уровни воспитанности), в других - учебно-воспитательных. [18]
Пусть, например, предварительное диагностирование воспитанности класса показало, что подавляющее большинство школьников не очень внимательны к своим близким, друзьям, другим людям. Классный руководитель решил провести игру, в которую органично войдут этическая беседа, инструктаж и консультирование. В классе должны быть компьютеры с программой для диагностирования этого качества. [19]
Сомнительными также являются попытки создать математическую шкалу нравственной воспитанности или ввести в обиход стандартные характеристики для оценки уровня воспитанности. Такого рода подходы могут соз-дать лишь видимость точности оценки, а на самом деле это будет весьма поверхностная оценка. [20]
Тематика воспитательных дел устанавливается исходя из диагноза эстетической воспитанности школьников. [21]
Психологическая и нравственная ущербность личности составляет несомненный признак недостаточной воспитанности. Между тем при всем обилии призывов и разговоров фактически мы относимся к воспитанности человека как к деликатесу: хорошо, если она есть, но, если нет, как-нибудь перебьемся. В действительности только кажется, что перебиваемся. Хотя никому еще не удалось, к сожалению, измерить потери от издержек невоспитанности руководителя, но то, что они велики, не подлежит сомнению. [22]
Психологическая и нравственная ущербность личности составляет несомненный признак недостаточной воспитанности. Между тем при всем обилии призывов и разговоров фактически мы относимся к воспитанию как к деликатесу: хорошо, если оно есть, но если нет, как-нибудь перебьемся. В действительности только кажется, что перебиваемся. Никому еще не удавалось, к сожалению, измерить потери от издержек воспитания, но то, что они велики, совсем нетрудно убедиться по скромным результатам деятельности многих хозяйственных систем. [23]
Первый и второй уровни являются удовлетворительными, но идеалом воспитанности является первый уровень, и на его достижение необходимо ориентировать содержание программы коммунистического воспитания и всю организацию и методику воспитательной работы. [24]
Опираясь на эти признаки, учитель может судить о степени трудовой воспитанности школьников и принимать решения о необходимости совершенствования. [25]
Есть еще общие критерии для диагностики конечных результатов - достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива - и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые - конкретные задачи воспитательного процесса. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями. [26]
Крылатым является выражение: знания могут дать человеку вес, но только воспитанность может придать ему блеск. [27]
Учащиеся определенного возраста, образования, состояния здоровья, уровня подготовки и воспитанности. [28]
Знания о воспитанности, правильности поступков и действий, нравственности являются первым уровнем воспитанности человека. Если юноша уступил место женщине, предварительно поразмышляв о правильности этого действия, то его нельзя считать действительно воспитанным человеком. Если же юноша уступает место мгновенно, автоматически, то его воспитанность в данном случае можно отнести ко второму уровню - владению воспитанностью. До этого уровня мы доводим далеко не всех воспи-туемых, более того, на этом уровне воспитанности действуют не все взрослые люди. Высшим уровнем воспитанности является владение ею и активное, положительное ее переживание. Если юноша, уступив мгновенно место женщине, испытывает преходящее удовлетворение, как от правильно решенной задачи, то он действительно воспитанный человек. Следует подчеркнуть именно эмоциональную сторону вопроса-она является важной и прежде всего необходимой в процессе длительных предварительных упражнений в поступках и действиях. [29]
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. [30]