Cтраница 4
Реализация описанных требований и условий в практике работы передовых школ неизменно приводит к повышению эффективности процесса обучения на уроках, качества знаний и уровня воспитанности школьников. Одновременно изменяются затраты времени и усилий педагогов и школьников. Если на первом этапе овладения целостной процедурой выбора методов учитель несколько больше затрачивает времени на подготовку к урокам, то уже через некоторый период эти затраты значительно уменьшаются за счет приобретения соответствующего навыка выбора, снижаются затраты энергии на уроках, так как учителю удается наиболее рационально решать учебно-воспитательные задачи. Кроме того, неизменно сокращаются затраты времени учеников на выполнение домашних заданий, так как рациональный комплекс методов обучения повышает образовательно-воспитательную отдачу уроков. [46]
Гуманитарная культура личности - это ее живая душа, мера человеческого в человеке, характеризует ее подлинную духовность, душевность, гуманность, интеллигентность и воспитанность. Она выражает степень усвоения личностью всего богатства идей и ценностей общественно-гуманитарной культуры, показывает меру реализации ее сущностных сил, духовного потенциала в гуманитарной деятельности и ее результатах, участия в культурно-историческом процессе в качестве его свободного и ответственного субъекта, очеловечивающего и облагораживающего социальную действительность, общественные связи и отношения. [47]
В документах, собранных нами в процессе анкетирования студентов и преподавателей, а также в записанных беседах и интервью с ними, подчеркивается большое значение воспитанности преподавателей, их доброжелательного отношения к людям, чуткости и искренности в общении с ними, объективности в оценках и характеристиках людей, своих отзывах о них. На мой взгляд, в преподавателе главное - это само человеческое. [48]
Сложность критериев проверки степени воспитанности приводит иногда к подмене ( например, в отчетах) этого понятия данными об информированности учащихся по вопросам совокупности знаний о воспитанности. Иначе говоря, сообщение новых учебных знаний дополняется еще группой сведений, которые хотя и необходимы для дела воспитания, однако сами по себе недостаточны для превращения этих сведений о поведении в само поведение. [49]
Итак, первым критерием оптимальности результатов учебного процесса в современных условиях принято считать достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок. [50]