Cтраница 3
В качестве ориентира изложим рекомендации по вопросу учета эффективности воспитательного процесса и критерии оценок воспитанности студентов. [31]
Педагогический процесс взаимно усиливает входящие в него npotrec - сы: рост образованности способствует росту воспитанности; возрастание воспитанности активизирует образовательные влияния целостного процесса. [32]
Из рис. 6 видно, что основу трудовых качеств личности составляют как бы три кита трудовой воспитанности: трудолюбие, трудовые навыки, трудовая нравственность. Теория трудового воспитания дает возможность для следующего описания каждого из этих китов. Под трудолюбием понимают такое качество личности, которое показывает степень ее морально-психологической подготовленности к трудовой деятельности. На шкале трудолюбия нулевой точкой является тунеядство как крайнее выражение морально-психологической деградации личности в трудовом отношении. [33]
Для диагностичного задания трудовых качеств личности как целей воспитания необходимо дать краткую характеристику каждого из выделенных признаков трудовой воспитанности личности в форме словаря, охватывающего по возможности исчерпывающе содержание понятия трудовой воспитанности школьника. На основе этого содержания создаются затем детализированные и конкретные учебные планы, программы и учебники, в которых содержатся модели построения учебно-воспитательного процесса трудового воспитания, нацеленные на формирование заданных свойств. [34]
Было бы правильнее, возможно, не искать формальных и материально ощутимых показателей нравственности студентов, уровня их воспитанности. Воспитанность и нравственность не могут оцениваться и поощряться так же, как отличная учеба, работа и спортивная игра. Нравственность не подлежит материальной стимуляции, ее критерием является собственная совесть человека и общественная ( хотя бы и молчаливая) характеристика его. Развитость чувства долга, уровень социальной ответственности, чести не могут оцениваться в баллах - в этом сложность воспитательной работы по сравнению с учебной стороной работы студентов, которая всегда имеет общепринятые и четкие оценки. Изложенные суждения не означают недооценки или отрицания возможностей определять и высказывать свое отношение к моральным поступкам и поведению студентов, влиять на них. Речь идет о несводимости этих тонких аналитических процедур к относительно простым квалификационным операциям, подобно принятым в области овладения знаниями. [35]
Педагогический процесс взаимно усиливает входящие в него npotrec - сы: рост образованности способствует росту воспитанности; возрастание воспитанности активизирует образовательные влияния целостного процесса. [36]
Сомнительными также являются попытки создать математическую шкалу нравственной воспитанности или ввести в обиход стандартные характеристики для оценки уровня воспитанности. Такого рода подходы могут соз-дать лишь видимость точности оценки, а на самом деле это будет весьма поверхностная оценка. [37]
Диагностируемый признак Готовность к трудовой деятельности ( 12) выделяется в настоящее время в один из центральных признаков трудовой воспитанности личности. Это означает, что в зависимости от степени его сформи-рованности обладающий им человек с большим или меньшим эффектом включается в трудовую деятельность при возникновении трудовой ситуации. Сегодня в нашей стране психологическая готовность к труду означает готовность трудиться на благо общества на любом участке народного хозяйства и осознание этого человеком как первейшей своей обязанности. [38]
Мы считаем, что принципы, положенные в основу данной методики, могут быть использованы для оценки уровня идейно-политической и нравственной воспитанности студентов в вузе. [39]
Из сказанного никак не следует что невозможно и не надо изучать ход воспитания студентов и искать пути определения степени воспитанности. Изучение и умение точно характеризовать каждого студента необходимы. Без этого невозможно ни планирование воспитательной работы, ни успешное ее проведение. Но для этого изучения вряд ли нужны какие-то стандартные ориентиры. Любой стандарт, созданный для измерения такого тонкого качества, как, например, мировоззрение студента, будет упрощать подход к оценке личности конкретного студента, делать наши суждения о нем поверхностными, формальными. Да и цель воспитания состоит не в том, чтобы подгонять личность к каким-то стандартам, а в том, чтобы глубоко развить в v студенте главные, идейно-политические качества и на их основе формировать индивидуальное и особенное. Ведь и характеристики, которые составляются на студентов для личного дела или при - распределении на места работы, никогда не бывают стандартными. Они всегда индивидуальны, но отражают главные особенности личности студента, проявляемые в конкретных делах. [40]
Но тому, насколько деловой человек знает правила поведения в обществе, следует им, можно судить о степени его воспитанности. Это касается как рядового сотрудника, так и руководителя. [41]
Все глупцы упрямы, и от упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь: истину не отстоишь, а воспитанность потерять можешь. [42]
Задача педагога на этапе целеполагания - учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: а) Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие. [43]
В наше время этикет демократизировался, но сохранил многие выработанные веками правила и то, что называется приличиями, вежливостью, воспитанностью, хорошим тоном или хорошими манерами. Для воспитанного человека соблюдение этих правил обязательно, привычно и не вызывает особых затруднений. Существует специальная литература, которая достаточно подробно знакомит с правилами этикета. [44]
Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. [45]