Оптимальное время - реверберация - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
Мода - это форма уродства столь невыносимого, что нам приходится менять ее каждые шесть месяцев. Законы Мерфи (еще...)

Оптимальное время - реверберация

Cтраница 4


В современной практике концертной деятельности достаточно четко сложились следующие жанры: концерты больших симфонических оркестров, камерных оркестров, эстрадные, хореографические, крнцерты народных ансамблей, литературные и сборные концерты, включающие номера нескольких жанров, а иногда и цирковые. Несмотря на такое разнообразие жанров, на практике, по соображениям рентабельности, редко строят специализированные залы для отдельных жанров. Обычно концертные здания используются для всех концертных жанров. Так как в концерте требования видеть мимику исполнителя или детали его движений не являются определяющими, максимальная удаленность последнего ряда мест от эстрады лимитируется главным образом необходимостью восприятия естественного звука. Большая глубина зала влечет за собой невозможность обеспечить оптимальное время реверберации, приводит к возникновению наслоения звуков ( эха), потере четкости, ясности и чистоты звучания, ухудшению условий видимости.  [46]

Здесь же необходимо обратить внимание только на те требования, которые сильно влияют на объемно-пространственное построение зала. При этом чем меньше вместимость зала, тем больше должен быть объем воздуха на одного зрителя. Форма зала в плане и разрезе должна обеспечивать получение по возможности одинакового времени затухания отражений звука от стен и потолка в разных направлениях. Чтобы не ощущалось эха, разница в путях, проходимых отраженным и прямым звуком, не должна превышать 19 м, для чего отражающие поверхности располагают не слишком далеко от прямых путей звука. Большой объем воздуха на одного человека, необходимый для обеспечения оптимального времени реверберации, может быть получен только увеличением высоты зала ( до 20 м), ибо увеличение размера зала в плане равносильно удалению зрителя от эстрады и поэтому нежелательно. Но при такой высоте в партере создается чрезмерное расхождение во времени восприятия прямого и отраженного от потолка звука. Для устранения этою недостатка на промежуточном уровне обычно вводятся подвешенные звукоотражающие панели, направленные под разными определяемыми акустическим расчетом углами, расположенные в передней части зала или во всем зале. Плоскости боковых стен зрительного зала членятся отражающими звук экранами, а иногда и ложами или ярусами для зрителей.  [47]

В залах, оборудованных распределенной одноканаль-ной и многоканальной ( стереофонической) системами звукоусиления, источники звука оказываются расположенными иначе, чем при непосредственном исполнении со сцены. При большом количестве громкоговорителей, равномерно распределенных на всех поверхностях зала, и равенстве излучаемой звуковой энергии может нарушиться локализация источника звука, поэтому большое значение имеет правильное соотношение излучаемой громкоговорителями звуковой мощности. Почти на всех местах в зале зрители в основном воспринимают прямую звуковую энергию, идущую от громкоговорителей. Отраженная от поверхностей зала звуковая энергия менее интенсивна, чем прямая. Следовательно, и роль ограждающих поверхностей в формировании звукового поля в зале менее значительна, чем в залах с естественной акустикой. Обычно все поверхности больших залов обрабатываются звукопоглотителями, что необходимо для получения оптимального времени реверберации. Поэтому форма таких поверхностей не может существенно влиять на звуковое поле в силу того, что эти поверхности имеют достаточно большой коэффициент звукопоглощения.  [48]

49 Типичные значения времени реверберации. [49]

Во-первых, время реверберации должно иметь нужное значение. Если оно слишком велико, в помещении возникнет излишняя реверберация: последовательные музыкальные ноты будут набегать одна на другую и результат будет такой же, как если пианист начнет играть на рояле, не снимая ноги с педали. Идеальным в этом отношении является так называемый строгий стиль, поскольку в нем изменения высоты звука малы, а когда высота изменяется, то продолжающееся звучание предыдущих нот повышает эффект. С другой стороны, в Гайд-парке духовой оркестр звучит как-то жидко и несбалансированно, поскольку в открытом пространстве звуки не усиливаются реверберацией. На рис. 44 приведены некоторые данные по оптимальному времени реверберации на частоте 500 Гц для залов различного назначения. Залы, предназначенные только для выступления ораторов, должны обладать малым временем реверберации, чтобы речь звучала наиболее разборчиво.  [50]



Страницы:      1    2    3    4