Cтраница 4
В гидроприводах приходится встречаться с очень большими градиентами скорости сдвига. Например, в зазоре распределителя аксиально-поршневого насоса диаметром 100 мм при скорости вращения 3000 об / мин и зазоре 10 мк градиент скорости сдвига будет 1 6 - 10е 1 / сек. Вязкость загущенных масел при больших градиентах скорости сдвига определяется при помощи ротационного вискозиметра, тарируемого на ди-стиллятных маслах с известной вязкостью. Такой вискозиметр представляет собою подвижный цилиндр, вращающийся относительно коаксиального неподвижного цилиндра, на котором замеряется момент от трения в заполненном испытуемым маслом зазоре. [46]
Старение масел может заметно сказываться на их расходе. Рост вязкости моторных масел, обусловленный накоплением в них нерастворимых продуктов неполного сгорания топлива, может существенно уменьшать угар масла. Снижение вязкости загущенных масел в результате деструкции вязкостных присадок увеличивает их расход на угар. Однако в процессе дальнейшего старения этот эффект перекрывается ростом вязкости вследствие окисления масла. [47]
Поэтому реакция деполимеризации протекает в меньшей степени. Существенное влияние оказывает природа растворителя, наличие в нем групп, способных взаимодействовать с макрорадикалами. Как правило, в результате термической деструкции вязкость загущенных масел падает. Отсутствует соответствие между механической и термической деструкцией. Например, у ССБ механическая деструкция протекает слабо, а термическая интенсивно, у ПИБ - наоборот. [49]
Особенно широко они применяются для изготовления минеральных масел, так как имеют высокий индекс вязкости. Введение в минеральное масло с высокой температурой застывания небольшой добавки низко-молекулярного полиизобутилена ( до 5 %) приводит к значительному повышению индекса вязкости загущенного масла, что позволяет применять его при низких температурах. [50]
Влияние температуры стенки цилиндра на расход масел различных вязкостных классов по SAE. [51] |
Скорость движения автомобиля может оказывать противоположное влияние на расход загущенного и незагущенного масла в двигателе. На рис. 10.5 показана зависимость пробега автомобиля на 1 л масла от скорости движения. Расход всех загущенных масел существенно зависит от скорости автомобиля и возрастает тем больше, чем шире диапазон вязкостных классов всесезонных масел и чем выше в них содержание вязкостных присадок. Этот эффект обусловлен зависимостью эффективной вязкости загущенных масел от градиента скорости сдвига. С увеличением скорости автомобиля ( частоты вращения коленчатого вала двигателя) градиенты скорости сдвига в ЦПГ и подшипниках коленчатого вала возрастают, и вязкость загущенного масла соответственно снижается. [52]
Такие вещества с молекулярной массой от 3000 - 5000 до 100 000 вводят в маловязкие масляные основы для повышения их вязкости и, что особенно выгодно, для уменьшения зависимости вязкости от температуры по сравнению с равновязкими нефтяными маслами. У масел с полимерными присадками обнаружена аномалия вязкости. При высоких скоростях в потоке под воздействием гидродинамических сил клубки полимерных молекул раскручиваются ( разворачиваются), их ориентация вдоль оси потока возрастает. В результате вязкость масла снижается. Такое изменение вязкости вполне обратимо. Аномалия вязкости загущенных масел с повышением температуры уменьшается. [53]