Cтраница 3
С повышением теплоты сублимации металла энергетический барьер, а следовательно, и энергия активации должны снижаться, что и наблюдается в действительности. Рабинович и В. Н. Можайко показали [196], что деалкилирование толуола в присутствии водяного пара катализируется металлами платиновой группы, причем наиболее активен алюмородиевый катализатор. [31]
![]() |
Расчетная равновесная глубина превращения бензола в дифенил в зависимости от температуры.| Константы равновесия в реакциях взаимодействия толуола с водяным паром. [32] |
Этот путь используется при термическом гидро - деалкилировании толуола в бензол. Например, в случае проведения процесса при 700 С и мольном отношении водород: сырье, равном 5: 1, добавленные 3 мол. [33]
Снижение расхода водорода могло бы значительно удешевить процесс. В связи с этим представляют интерес работы по деалкилированию толуола конверсией водяным паром над никелевым катализатором. [34]
![]() |
Принципиальная схема процесса деалкилирования толуола с во. [35] |
В результате исследований [13, 52-57] были разработаны алюмородиевый катализатор - и технология процесса деалкилирования толуола с водяным паром. [36]
Изученные катализаторы сильно различаются по стабильности. Так, родий на кислотных носителях, например на А12О3 - SIO2, очень быстро теряет свою начальную активность в реакции деалкилирования толуола. Причиной этого, по мнению автора [273], является сильная адсорбция полиядерных аренов, образующихся на кислых центрах алюмосиликата. При этом, по-видимому, происходит блокирование активных центров металла адсорбированными на прилегающих участках носителя молекулами аренов. На оксидах основного характера адсорбция конденсированных аренов значительно слабее. Наибольшей стабильностью среди изученных катализаторов обладает Rh / СгаОз, он может быть рекомендован для промышленных процессов деалкилирования толуола. [37]
Помимо описанных в этом разделе процессов, особый интерес представляет технология производства стирола, бензола, фенола окислительным метилированием толуола. На основе оригинальной реакции синтез продуктов идет в одну стадию из толуола и метана, что исключает необходимость производства низших олефинов, процесса деалкилирования толуола и дальнейших превращений сырья, которые необходимы при традиционных методах, применяющих бензол. [38]
Важным фактором эффективности бензиновой модели нефтехимии следует считать комплексную переработку жидких продуктов пиролиза. Здесь уместно лишь указать, что определенный экономический эффект производства бензола из пироконденсата по сравнению с производством его в нефтепереработке ( риформинг, экстракция, деалкилирование толуола) составляет 6 3 млн. рублей. Это требует особой тщательности при организации перспективной структуры сырья пиролиза в нашей стране. Чрезмерная доля легкого углеводородного сырья резко снижает значение наиболее дешевого источника бензола - пиролиза нефтяного бензина, влечет за собой общее удорожание производства не только этого мономера, но и бутадиена. [39]
Смолу пиролиза разделяют на фракции каждая из которых затем подвергается переработке. Из фракции С5 извлекают изопрен циклопентадиен; фракция 70 - 130 С гидрируется, после чего из нее выделяют бензол, в том числе бензол, образовавшийся при деалкилировании толуола. Из фракции 130 - 190 С после предварительного гидрирования выделяют ксилолы и сольвент. Из этой фракции получают и светлые полимерные смолы. Из тяжелой смолы можно выделить нафталин, получить темные полимерные смолы - мягчители для резины. Существуют и другие схемы переработки жидких продуктов пиролиза. [40]
При коксовании углей выделяется фракция сырого бензола, которая затем разделяется на заводах на Бензол I и Бензол II. Фракция Бензол I, состоящая из бензола, толуола, ксилолов, сернистых соединений и некоторых других примесей, может быть улучшена каталитической обработкой с целью увеличения бензола за счет деалкилирования толуолов и ксилолов и удалением, в первую очередь, серосодержащих соединений с целью получения товарного бензола. Для этого предлагается новый полифункциональный катализатор на основе NiO - V2O5 - МоОз / у - А12Оз композиции. [41]
При коксовании углей выделяется фракция сырого бензола, которая затем разделяется на заводах на Бензол I и Бензол II. Фракция Бензол I, состоящая из бензола, толуола, ксилолов, сернистых соединений и некоторых других примесей, может быть улучшена каталитической обработкой с целью увеличения бензола за счет деалкилирования толуолов и ксилолов и удалением, в первую очередь, серосодержащих соединений с целью получения товарного бензола. Для этого предлагается новый полифункциональный катализатор на основе NiO - V2O5 - МоОз / у - А12О3 композиции. [42]
![]() |
Технологическая схема термического гидродеалкилирования толуола. [43] |
Гидродеалкилирование толуола или ксилолов может, быть осуществлено, как правило, на тех же установках, на которых де-алкилируют алкилнафталины. Имеются также установки, предназначенные преимущественно для производства бензола. Процесс деалкилирования толуола и ксилолов также осуществляется в термическом и каталитическом вариантах. [44]
В работе [274] подробно исследованы механизм и кинетика деалкилирования толуола с водяным паром на алюмородиевом катализаторе. Авторы пришли к выводу, что толуол и вода адсорбируются на разных центрах; углеводород, вероятно, адсорбируется на Rh-центрах, а вода - на АЬОз. Второй важный вывод заключается в том, что при выборе кинетической модели деалкилирования толуола с водяным паром необходимо учитывать роль продуктов реакции, в частности СО. Полагают, что образование СО сильнее тормозит реакцию расщепления ароматического ядра, чем процесс деалкилирования. [45]