Cтраница 3
Результаты исследовательских работ, проведенных Башкирским научно-исследовательским институтом нефтепереработки по изучению качества битумов, получаемых на заводах различными способами ( окисление воздухом, пропановая деасфальтизация гудрона и вакуумная перегонка), показывают, что битумы удовлетворяют не всем требованиям проекта нового ГОСТ. [31]
Сольвентная деасфальтизация с использованием в качестве растворителей пропана, бутана, пентана или легкого бензина ( С5 - С6) основана на технологии подобной пропановой деасфальтизации гуд-ронов, применяемой в производстве смазочных масел ( гл. В этих процессах наряду с деасфальтизацией и обессмоливанием достигаются одновременно деметаллизация, а также частичное обессерива-ние и деазотирование тяжелых нефтяных остатков ( ТНО), что существенно облегчает последующую их каталитическую переработку. Как более совершенные и рентабельные можно отметить процессы РОЗЕ ( фирмы Керр-Макти) и Демекс ( фирмы ЮОП), проводимые при сверхкритических температуре и давлении, что значительно снижает их энергоемкость, а также процесс Добен ( деасфальтизация бензином), разработанный сотрудниками БашНИИ НП, в котором использование в качестве растворителя легкой бензиновой фракции позволяет снизить кратность растворитель: ТНО, уменьшить размеры аппаратов, потребление энергии и, следовательно, капитальные и эксплуатационные затраты. [32]
Сольвентная деасфальтизация с использованием в качестве растворителей пропана, бутана, пентана или легкого бензина ( С5 - Сб) основана на технологии подобной пропановой деасфальтизации гудронов, применяемой в производстве смазочных масел. В этих процессах наряду с деасфальтизацией и обессмоливанием достигаются одновременно де-металлизация, а также частичное обессеривание и деазотирование тяжелых нефтяных остатков ( ТНО), что существенно облегчает последующую их каталитическую переработку. Как более совершенные и рентабельные можно отметить процессы РОЗЕ фирмы Керр-Макти и Демекс фирмы ЮОП, проводимые при сверхкритических температуре и давлении, что значительно снижает их энергоемкость, а также процесс Добен ( деасфальтизация бензином), разработанный сотрудниками БашНИИ НП, в котором использование в качестве растворителя легкой бензиновой фракции позволяет снизить кратность растворитель: ТНО, уменьшить размеры аппаратов, потребление энергии и, следовательно, капитальные и эксплуатационные затраты. [33]
![]() |
Схема реакторного блока установки APT. [34] |
Сольвентная деасфальтизация с использованием в качестве растворителей пропана, бутана, пентана или легкого бензина ( С3 - С6) основана на технологии подобной пропановой деасфальтизации гудронов, применяемой в производстве смазочных масел. В этих процессах наряду с деасфальтизацией и обессмоливанием достигаются одновременно деметаллизация, а также частичное обессеривание и деазотирование тяжелых нефтяных остатков ( ТНО), что существенно облегчает последующую их каталитическую переработку. Как более совершенные и рентабельные можно отметить процессы РОЗЕ фирмы Керр-Мак - ти и Демекс фирмы ЮОП, проводимые при сверхкритических температуре и давлении, что значительно снижает их энергоемкость, а также процесс Добен ( деасфальтизация бензином), разработанный сотрудниками БашНИИ НП, в котором использование в качестве растворителя легкой бензиновой фракции позволяет снизить кратность растворитель: ТНО, уменьшить размеры аппаратов, потребление энергии и, следовательно, капитальные и эксплуатационные затраты. [35]
Сольвентная деасфальтизация с использованием в качестве растворителей пропана, бутана, пентана или легкого бензина ( С5 - С6) основана на технологии подобной пропановой деасфальтизации гудронов, применяемой в производстве смазочных масел ( гл. В этих процессах наряду с деасфальтизацией и обессмоливанием достигаются одновременно деметализация, а также частичное обес - сериаание и деазотирование тяжелых нефтяных остатков ( ТНО), что существенно облегчает последующую их каталитическую переработку. Как более совершенные и рентабельные можно отметить процессы РОЗЕ ( фирмы Керр - Макти) и Демекс ( фирмы ЮОП), проводимые при сверхкритических температуре и давлении, что значительно снижает их энергоемкость, а также процесс Добен ( деасфальтизация бензином), разработанный сотрудниками Ваш - НИИ НП, в котором использование в качестве растворителя легкой бензиновой фракции позволяет снизить кратность растворителкТНО, уменьшить размеры аппаратов, потребление энергии и, следовательно, капитальные и эксплуатационные затраты. [36]
Переработка озокерита на церезин все еще осуществляется по старому сернокислотному методу в аппаратуре периодического действия, хотя работами наших исследовательских институтов [2, 3] показана возможность применения более совершенных процессов пропановой деасфальтизации и адсорбционной очистки. [37]
Таким образом на основании экспериментальных физико-химических исследований разработаны компонентные составы унифицированных марок высоковязких топлив для судовых дизелей средней и малой оборотности на базе тяжелых остатков прямой перегонки и пропановой деасфальтизации гудронов, а также средних дистиллятов термодеструктивних процессов. [38]
В России работы по созданию системы регенерации растворителя в сверхкритических условиях ведутся в ИТШХП АН РБ с 1968 г., в настоящее время разработано 5 регламентов на проектирование реконструкции установок пропановой деасфальтизации для НТО Уфы, Рязани, Волгограда, Ангарска, одна установка находится на стадии проектирования. [39]
По данным работы [4] на НПЗ фирмы АгипПлас ( Ливорно, Италия) на установке мощностью 650 тыс. т / год по лицензии фирмы Керр-МакГии проведена реконструкция системы регенерации растворителя установки пропановой деасфальтизации. При этом затрачено 4 15 млн. долл. [40]
По данным работы [4] на НПЗ фирмы АгипПлао ( Ливорно, Италия) на установке мощностью 650 тыс. т в год по лицензии фирмы Керр-МакГки проведена реконструкция системы регенерации раство-теля установки пропановой деасфальтизации. При этом затрачено 4 15 млн. долл. [41]
В качестве сырья для получения мягкого рубракса были испытаны различные остатки от переработки восточных нефтей, получающиеся на заводах Башкирии: мазуты, гудроны прямой гонки различных нефтей, экстракты от пропановой деасфальтизации гудрона и селективной очистки масел. [42]
В настоящее время эти асфальты частично используются на НПЗ в качестве компонента сырья битумной установки ( Волгоградский, Рязанский НПЗ, АЛ Уфанефтехим, ПО Ангарскнефтеоргсинтез), для получения новых продуктов Брикетин, Асмол ( АЛ Уфанефтехим), для получения стабилизатора полимеров Флуорекс ( Ново-Уфимский НПЗ), однако основное количество асфальтов пропановой деасфальтизации вовлекается в котельное топливо. [43]
Окупаемость этих затрат достигается менее чем за 0 5 г. 3 связи с инфляционными процессами и разницей в темпах увеличения стоимости оборудования и СМР капитальные затраты по данной реконструкции в ценах на 2-ое полугодие 19Э5 г. достигают 265 нлн.руо., но срок окупаемости не превысит I г. Таким образом, результаты авторов и данные зарубежных источников подтверждают целесообразность проведения реконструкции системы регенерации растворителя на действующих установках пропановой деасфальтизации. Работами ИПНХП АН РБ [35] показана также эффективность реализации процесса цропан-бутановой деасфальтизации с 0локом регенерации растворителя в сверхкритических условиях. Окупаемость капитальных затрат, включая СМР, по расчетным данным авторов не превышает одного года. [44]
![]() |
Природа нефтяного остатка, выделенного различными методами.| Элементный состав асфальтенов, осажденных пентаном и гептаном. [45] |