Антропоцентризм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Любить водку, халяву, революции и быть мудаком - этого еще не достаточно, чтобы называться русским. Законы Мерфи (еще...)

Антропоцентризм

Cтраница 1


Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всех совершающихся в мире событий.  [1]

Антропоцентризм основывается на представлениях о человеческой исключительности, противопоставлении человека природе.  [2]

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.  [3]

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает наивысшее выражение.  [4]

С позиций антропоцентризма можно условно выделить пять С.  [5]

Первое принято называть антропоцентризмом. В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Такое воззрение дает основание рассматривать отношения человека и природы исключительно под углом зрения блага человека, который является ее господином. В современном обществе доминирует объектно-прагматическое отношение к природе, психологическая противопоставленность человека другим существам, субъект-объектный характер их восприятия. По мнению А.А.Гусейнова, превалирующей является мировоззренческая установка, противопоставляющая человека природе, как цель средству. Она присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени. Родоначальники современной науки и рационалистически ориентированного гуманизма видели в природе машину, рассматривали ее всего лишь как особой сложности механизм.  [6]

Концепция Дечерта родственна теории космического антропоцентризма Тейяра де Шардена с такими положениями последней, как тезисы о первичности психического в универсуме и о космическом бытии духовного начала, о сознании как цели развития материи. Но тейяровокое понимание всемирной эволюции и его христианский фин.  [7]

Характерные черты культуры Возрождения - антропоцентризм, гуманизм, особое отношение к античности - не повлекли за собой, как логически должно бы случиться, отказа от Бога и Веры.  [8]

Для этих воззрений характерны антропоморфизм и антропоцентризм.  [9]

Основным направлением социокультурного развития современного общества является антропоцентризм - приоритет личности. Но антропоцентризм сопутствовал эпохе Возрождения в Западной Европе, ренессансу в России на рубеже XIX - XX в.в., следовательно, он дает возможность говорить о возрождении элементов духовности и может являться показателем наступающего духовного возрождения.  [10]

Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком - для этого составляющие храма слишком велики, здание предполагало героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина.  [11]

Итак, этот интеллектуальный багаж весьма противоречив: антропоцентризм соседствует с биосфероцентризмом, эволюционный подход - с циклическим, маятниковым, либо с идеями глобального управления, идея охраны биосферы - с ее конструированием. Причем характерно, что ни в одной из концепций, именуемых социально-экологическими, не делалось попыток соотнести теоретические построения с реальными социальными процессами. И это вполне объяснимо: в советской социологии того времени отсутствует главное звено - концепция доминирующей социальной парадигмы.  [12]

Ориентиром, задающим критерии оценки экосистем, является антропоцентризм при обеспечении необходимого вклада в биосферные процессы, обеспечивающие социально-экономические и эстетические потребности общества с привязкой по месту ( физико-географическим условиям) и времени.  [13]

Основополагающим признаком экологической культуры является решительный отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе, которая строится биосфероцентристски. Известное выражение человек - мера всех вещей должно трансформироваться, обрести новый смысл: биосфера и человек в ней - мера всех вещей. Это значит, что при решении любых проблем приоритет следует отдавать факторам природным, средосохраняющим, а не социально-экономическим, природопотребляющим. При таком подходе вовсе не ущемляются индивидуальные и социальные потребности человека.  [14]

Христианский гуманизм, наглядным образцом которого может служить Фома Аквинский, противоположен антропоцентризму. Он соблюдает иерархию ценностей и ставит выше всех прочих созерцательную деятельность.  [15]



Страницы:      1    2    3    4