Cтраница 1
Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всех совершающихся в мире событий. [1]
Антропоцентризм основывается на представлениях о человеческой исключительности, противопоставлении человека природе. [2]
Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. [3]
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает наивысшее выражение. [4]
С позиций антропоцентризма можно условно выделить пять С. [5]
Первое принято называть антропоцентризмом. В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Такое воззрение дает основание рассматривать отношения человека и природы исключительно под углом зрения блага человека, который является ее господином. В современном обществе доминирует объектно-прагматическое отношение к природе, психологическая противопоставленность человека другим существам, субъект-объектный характер их восприятия. По мнению А.А.Гусейнова, превалирующей является мировоззренческая установка, противопоставляющая человека природе, как цель средству. Она присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени. Родоначальники современной науки и рационалистически ориентированного гуманизма видели в природе машину, рассматривали ее всего лишь как особой сложности механизм. [6]
Концепция Дечерта родственна теории космического антропоцентризма Тейяра де Шардена с такими положениями последней, как тезисы о первичности психического в универсуме и о космическом бытии духовного начала, о сознании как цели развития материи. Но тейяровокое понимание всемирной эволюции и его христианский фин. [7]
Характерные черты культуры Возрождения - антропоцентризм, гуманизм, особое отношение к античности - не повлекли за собой, как логически должно бы случиться, отказа от Бога и Веры. [8]
Для этих воззрений характерны антропоморфизм и антропоцентризм. [9]
Основным направлением социокультурного развития современного общества является антропоцентризм - приоритет личности. Но антропоцентризм сопутствовал эпохе Возрождения в Западной Европе, ренессансу в России на рубеже XIX - XX в.в., следовательно, он дает возможность говорить о возрождении элементов духовности и может являться показателем наступающего духовного возрождения. [10]
Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком - для этого составляющие храма слишком велики, здание предполагало героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина. [11]
Итак, этот интеллектуальный багаж весьма противоречив: антропоцентризм соседствует с биосфероцентризмом, эволюционный подход - с циклическим, маятниковым, либо с идеями глобального управления, идея охраны биосферы - с ее конструированием. Причем характерно, что ни в одной из концепций, именуемых социально-экологическими, не делалось попыток соотнести теоретические построения с реальными социальными процессами. И это вполне объяснимо: в советской социологии того времени отсутствует главное звено - концепция доминирующей социальной парадигмы. [12]
Ориентиром, задающим критерии оценки экосистем, является антропоцентризм при обеспечении необходимого вклада в биосферные процессы, обеспечивающие социально-экономические и эстетические потребности общества с привязкой по месту ( физико-географическим условиям) и времени. [13]
Основополагающим признаком экологической культуры является решительный отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе, которая строится биосфероцентристски. Известное выражение человек - мера всех вещей должно трансформироваться, обрести новый смысл: биосфера и человек в ней - мера всех вещей. Это значит, что при решении любых проблем приоритет следует отдавать факторам природным, средосохраняющим, а не социально-экономическим, природопотребляющим. При таком подходе вовсе не ущемляются индивидуальные и социальные потребности человека. [14]
Христианский гуманизм, наглядным образцом которого может служить Фома Аквинский, противоположен антропоцентризму. Он соблюдает иерархию ценностей и ставит выше всех прочих созерцательную деятельность. [15]