Cтраница 3
Вселенной, несотворимость н неуничтожимость материи, из к-рой состоят все тела, множественность обитаемых миров, единство Земли и Космоса. Защищая гелиоцентризм, он опровергал гео - и антропоцентризм ( см. L autre monde... Большой интерес представляют естеств. [31]
Европейская культура Нового времени охватывает XVII-XIX вв. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет единый духовный ориентир - развитие личности, общие черты: гуманизм и антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и телеологизм в понимании прогресса, рационализм. [32]
В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. [33]
Для феноменологически ориентированных культурфилософов ( и, в частности, нем. Однако, поскольку культура в этих концепциях проецируется из имманентного мира субъекта ( индивидуального или родового), она не может выступать в качестве смыслового гаранта для этого субъекта, ибо сама нуждается в обосновании. И за трансцендентным открывается все то же имманентное, за культуроцентризмом - антропоцентризм, за автономным предметом - гетерономный, за объективным - субъективный. [34]
Это онтологическая база, которая обеспечивает саму возможность политической и исторической воли, саму способность к глобальному проектированию, открытость человека как вселенского феномена к возможностям, бесконечно выходящим за рамки ограниченного жизненного опыта отдельных индивидуумов. Свобода в пределе есть то состояние сознания, которое присуще особой породе людей, способных к святому самопожертвованию и героизму, и которое должно восторжествовать после того, как потерпит поражение онтологический враг свободы в этом понимании - глобальная сверхэлита, воплощающая корпоративно совершенно противоположный проект. То, что противостоит свободе, - это космистский гуманизм для избранных, религиозный антропоцентризм, при котором вновь и вновь фараон, кесарь, а сегодня и новое воплощение этих властителей рассматривают себя как Бога на земле. [35]
В борьбе с силами природы в общественном сознании утверждался принцип человеческой исключительности, для которого характерны проявления антропоцентризма, антиэкологизма и своеобразного социального оптимизма. Они выражаются в следующем. [36]
В приложении к человеку, когда он выступает в качестве центрального объекта, экология рассматривает широчайший спектр среды его обитания, а как наука о системах, где прямые связи равноправны с обратными и центральный объект неотрывен от среды, она не может ограничиться лишь каким-то одним иерархическим уровнем организации человечества. С другой стороны, экология как историко-эволюционная наука исследует системы во времени. Следовательно, для экологии человека и социальной экологии характерен динамичный подход в самом широком понимании этого термина с неминуемым оттенком антропоцентризма. [37]
В качестве ведущего этического принципа здесь выступает принцип ахимсы в буддийском варианте, который означает не только отказ от насилия, но и непричинение зла и даже непротивление злу насилием. Наряду с этим в буддизме ненасилие приобретает и некоторое новое звучание. Принцип ахимсы, как и в джайнизме, имеет первостепенное значение, но насыщается дополнительным содержанием и выступает как средство преодоления человеческого эгоцентризма и антропоцентризма. В то же время принцип ахимсы не доводится здесь до крайности. Так, например, чань-буддисты в средневековом Китае придерживались принципа срединного пути, стремились максимально щадить природу, признавая, однако, что человек не может прожить, не убивая и не поедая живые существа. В процессе взаимодействия с природой главным критерием является отсутствие личной заинтересованности в результатах своей практической деятельности, которая может нанести вред живым существам. [38]
Демографические признаки проявляются в дальнейшем быстром росте населения планеты с все более возрастающим приростом. Проекты планирования семьи не подкрепляются экономически и социально. Идеи депопуляции просто не рассматриваются на уровне правительств. Господствует антропоцентризм, поддерживаемый практически всеми идеологиями и конфессиями. Групповые, национальные, региональные и партийные интересы преобладают над общечеловеческими. В итоге демографический фактор является едва ли не наиболее дестабилизирующим. [39]
Обратные связи проявляются лишь в кризисных и катастрофических ситуациях. При этом процессы адаптации человека к складывающимся условиям зачастую происходят при доминирующем стремлении приспособить эти условия к своим нуждам. Свои желания и стремления по удовлетворению жизненных потребностей человек не всегда правильно соотносит со здоровьем природы, с условиями экологического равновесия, следствием чего может быть неустойчивость и необратимая деградация экосистем. Политика антропоцентризма, которой вольно или невольно до недавнего времени придерживались в большинстве государств, привела к существенному снижению качества окружающей среды. [40]
Одно из центральных мест в конфуцианстве занимает концепция Жэнь ( человечности) - идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Характерной чертой данной религии является антропоцентризм. [41]
Мы сознаем, что до сих пор наши доводы в пользу фундаментализма звучат не очень убедительно. Однако для таких рассуждений антитезы фундаментализм - антропоцентризм оказываются слишком расплывчатыми. Естественным продолжением фундаментализма служит редукционизм. [42]
Одним из ведущих последователей и проповедников античной культуры стал Франческа Петрарка ( 1304 - 1374), который и считается отцом гуманизма. Мыслитель пытался преодолеть идею двойственности истины полагая, что истина может быть только одна и для ее постижения необходимо очистить разум от схоластической мудрости. Познание у Петрарки оказывается более ценным достоянием, чем предзаданное религиозное знание. Человек в его концепции становится центральной фигурой бытия, антропоцентризм здесь используется для преодоления доктрины теоцен-тризма. Эта переориентация приводит к переосмыслению многих этических, эстетических и политических представлений. Для Петрарки было очевидно, что их основания и предпосылки надо искать не в божественном начале, а в самом человеке, в естественных условиях его существования. [43]
Речь шла о мистическом переживании двойственности мирового бытия и об отчуждении именно от того, что воспринималось религиозным мыслителем как внешняя, суетная, небытийственная сторона жизни. Не измерив себя прежде всего, - писал мыслитель, - какую пользу извлечешь из знания меры в прочих существах. Антропоцентризм религиозной философии украинского мыслителя в первую очередь сближает его с идейным миром новоевропейской философии. [44]
Такой альтернативой может служить то, что В. Эта пози ция, акцентируя внимание па динамичности, подвижности научного знания, отдает предпочтение более прикладным исследованиям. По мнению антропоцентристов, наука слишком разнородна, чтобы в ней можно найти объединяющие начала. Наиболее фундаментальным, с точки зрения антропоцентризма, является не то, что лежит в глубине мироздания, а то, что непосредственно важно для жизни. Антропоцентристы скептически относятся к большим затратам на так называемые фундаментальные исследования, которые имеют дело с эффектами, возникающими в уникальных условиях, создаваемых при помощи дорогостоящего оборудования. [45]