Антропоцентризм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
Девушке было восемнадцать лет и тридцать зим. Законы Мерфи (еще...)

Антропоцентризм

Cтраница 4


Отдавая приоритет сознанию, то есть смыслу, содержанию или означаемому, метафизика берет его в чистом виде, в его логической и рациональной форме, игнорируя при этом бессознательное и выступая тем самым как логоцентризм. Если же сознание рассматривается с учетом его связи с языком, то последний выступает в качестве устной речи. Метафизика тогда становится логофоноцентризмом. Когда метафизика уделяет все свое внимание субъекту, она рассматривает его как автора и творца, наделенного абсолютной субъективностью и прозрачным самосознанием, способного полностью контролировать свои действия и поступки. Отдавая предпочтение человеку, метафизика предстает в качестве антропоцентризма и гуманизма. Поскольку этим человеком, как правило, оказывается мужчина, метафизика является фалло-центризмом.  [46]

Тиллих в своем трехтомном труде Систематическая геология трактует богословские понятия как символы экзистенциального понимания человека в его отношении с Богом и выдвигает метод корреляции, которая должна перебросить мост от философии, формулирующей вопросы, к теологии, дающей ответы. Тиллих развивает понятие Бога как единства имманентного и трансцендентного, основы бытия, указывает, что объектом теологии является то, что нас в высшей степени заботит. Эту крайнюю озабоченность - ultimate concern ( переводится также: высший интерес, последняя озабоченность, безусловная забота) вызывает то, что определяет бытие или небытие человека. Разработке секулярной теологии, освобожденной как от старого теоцентризма, так и от чрезмерного антропоцентризма, служит развиваемая Тиллихом концепция культуры и ее отношения к религии. Культура мыслится Тшт тихом как самореализация Бога в мире и истории через человеческую деятельность, а религия - как субстанция культуры. В теологии Тиллиха обнаруживается в полной мере основное противоречие феноменологичес-ко-антропологического способа обоснованнее религии: вера, отосланная в повседневность и секулярную культуру, постоянно балансирует на грани неверия, и сомнение оказывается ее необходимым элементом. Но именно этот подход своим понятием Бога как глубины бытия и человеческого существования повлиял на радикальные формы модернизации христианства.  [47]

В антропологии Сковороды присутствуют мотивы, характерные для средневековой отечественной мысли. Это, в частности, относится к его учению о сердце как средоточии духовного и телесного бытия человека. Влияние платонизма проявляется в обосновании им роли эроса в эстетических переживаниях человека и в том, что сама любовь предполагает определенное сродство с ее предметом - изначальную, метафизическую предрасположенность сердца. В учении о таящемся в человеке Духе Божием, о том, что каждый человек в своем земном существовании есть лишь сон и тень истинного человека, Сковорода близок к построениям европейских мистиков, в частности к И. Присутствуют у мыслителя и мистико-пантеистические мотивы: Бог всю тварь проницает и содержит... Антропоцентризм метафизики Сковороды самым непосредственным образом связан с пантеизмом.  [48]



Страницы:      1    2    3    4