Cтраница 1
Дзен подобен человеку, удерживающемуся зубами за ветку растущего над пропастью дерева. Руки и ноги его, не имея опоры, болтаются в воздухе. Под деревом стоит другой человек и спрашивает его. [1]
Дзен - это холизм, доведенный до логической крайности. Если холизм ( от английского whole - целое) утверждает, что вещи могут быть поняты только как целое, а не как сумма их частей, то дзен идет еще дальше, утверждая, что мир вообще не может быть разделен на части. [2]
Дзен - японское название одной из школ буддизма, проникшей в Японию из Китая в VIII-XII вв. Состояние просветления может быть достигнуто внезапно, исключительно путем внутреннего переживания. [3]
Дзен - это тип буддизма; он был основан монахом по имени Бодхидхарма, который оставил Индию и поселился в Китае. [4]
В дзен утверждают, что это все равно, что продавать воду у реки. Рядом течет река, но вы слепы и приходится торговать водой. И, конечно, вы платите, хотя рядом - целая река. Это все равно, что поливать сад, когда идет дождь. Или, как сказано в индийских священных писаниях: Это приделывание ног змее, чтобы помочь ей двигаться. Глупо, абсурдно - змея прекрасно может обойтись без ног. На самом деле, ноги ей мешают. Напяливать одну шляпу поверх другой бессмысленно. [5]
В дзен говорят: с самого начала ничего не скрыто. Это есть декларация истины, потому что слово эзотерический нелепо и глупо. [6]
Мастер дзена Тозан однажды сказал Вся Трипитака может быть выражена в одной букве, ( Трипитака или Три корзины - это полный текст священных книг буддизма. Интересно, какой декодирующий механизм понадобился бы, чтобы извлечь три корзины из одной буквы. Может быть, механизм с двумя полушариями. [7]
Последователи дзена, с другой стороны, упиваются этой противоречивостью. Снова и снова они встречаются с конфликтом между восточным представлением о том, что мир и я - одно целое, поэтому понятие моего несуществования само по себе противоречиво ( моя формулировка, наверняка, слишком западная - прошу прощения у дзен-буддистов) и западным представлением: Я - только часть мира; я умру, но мир будет жить и после меня. [8]
Чионо изучала дзен многие годы под руководством Букко из Энгаку. [9]
Отлично передает дух дзена, его антирациональную, антисловесную, антире-дукционисткую и в основном холистскую природу. [10]
Это уже КОЕ-ЧТО; дзен начинает мне нравиться. [11]
Черепаха: Может быть, дзен так поучителен именно потому, что в нем много юмора. Мне кажется, что если воспринимать эти истории на полном серь-езе, то в половине случаев их смысл пройдет мимо вас. [12]
В сердце дуализма, согласно дзену, лежат слова - простые, обыкновенные слова. Использование слов всегда дуалистично - очевидно, что каждое слово представляет собой определенную умозрительную категорию. Отсюда следует, что большая часть дзена посвящена борьбе против доверия к словам. Одно из лучших оружий в этой борьбе - коан, поскольку со словами он обращается настолько неуважительно, что наш разум тут же забуксует, если мы попытаемся воспринимать коан серьезно. Может быть, неверно говорить, что врагом Просветления является логика; скорее, это дуалистичное, словесное мышление. [13]
Черепаха: Но скажите мне: если дзен отрицает интеллектуальную деятельность вообще, то какой смысл размышлять о нем и усердно его изучать. [14]
Ахилл - Коан - это история о Мастерах дзена и их учениках. [15]