Cтраница 4
Путь не кончается никогда; Просветление не означает конца буддизма. Не существует рецепта, говорящего, как можно переступить пределы буддизма; единственное, в чем можно быть уверенным, это то, что Будда - не путь. Дзен - это система, и он не может быть своей собственной метасистемой; всегда есть что-то вне дзена, что не может быть полностью понято и описано в его терминах. [46]
Одна из главных идей дзен-буддизма в том, что его невозможно определить. Как бы вы не пытались заключить его в словесные рамки, он сопротивляется и вырывается на свободу. Может показаться, что в таком случае все попытки объяснить дзен - это пустая трата времени Но ученики и мастера дзена так не считают Например, буддистские коаны - центральная часть изучения дзена, хотя они и состоят из слов. Коаны призваны служить триггерами - сами по себе они не содержат достаточно информации, чтобы вызвать Просветление, но могут привести в действие внутренние механизмы, ведущие к Просветлению. Но в общем дзен утверждает, что слова и истина несовместимы - словами невозможно уловить истину. [47]
Одна из главных идей дзен-буддизма в том, что его невозможно определить. Как бы вы не пытались заключить его в словесные рамки, он сопротивляется и вырывается на свободу. Может показаться, что в таком случае все попытки объяснить дзен - это пустая трата времени Но ученики и мастера дзена так не считают Например, буддистские коаны - центральная часть изучения дзена, хотя они и состоят из слов. Коаны призваны служить триггерами - сами по себе они не содержат достаточно информации, чтобы вызвать Просветление, но могут привести в действие внутренние механизмы, ведущие к Просветлению. Но в общем дзен утверждает, что слова и истина несовместимы - словами невозможно уловить истину. [48]
Я НЕ УВЕРЕН В ТОМ, что знаю, что такое дзен. В каком-то смысле мне кажется, что я понимаю его очень хорошо; с другой стороны, иногда я думаю, что никогда не пойму в нем ничего. С тех пор, как на первом курсе университета профессор английской литературы прочитал нам МУ Джошу, я начал бороться с дзен-буддистскими аспектами жизни и, наверное, никогда не перестану Для меня дзен подобен зыбучим пескам - анархия, темнота, бессмыслица, хаос. Он дразнит и приводит в бешенство. [49]