Предмет - деятельность - учение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Для нас нет непреодолимых трудностей, есть только трудности, которые нам лень преодолевать. Законы Мерфи (еще...)

Предмет - деятельность - учение

Cтраница 1


Предмет деятельности учения может быть представлен теми или иными фрагментами знания, составляющего ориентировочную основу усваиваемой деятельности, или частью умения выполнять саму эту деятельность; в других случаях это полное по своему составу умение ее выполнять, но с такими характеристиками, которые подлежат изменению в ходе учения. Иначе говоря, предмет деятельности учения есть то, что в ее процессе достраивается до желаемого продукта, который, вслед за Д. Б. Элькониным [153], мы понимаем как желаемые изменения в самом учащемся. Они, таким образом, состоят либо в приобретении некоторого понятия, умения или его фрагментов, либо в их трансформации.  [1]

С содержанием предмета деятельности учения имеет место весьма своеобразная ситуация. В учении учащийся непосредственно работает с объектами и знаниями о них, задаваемыми R обучении. Поэтому часто именно социальный опыт знаний и действий и считается предметом деятельности, учения. Однако, строго говоря, предметом этой деятельности является опыт субъекта, преобразуемый в учении по линии дополнения его новыми знаниями и умениями, и переструктурирования за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта.  [2]

Подобное смещение понятия предмета деятельности учения, очевидно, обязано своим появлением недостаточному различению актов функционирования, относящихся к собственно усвоению, и актов генеза, направленных на методическую обработку учащимся подлежащего усвоению социального опыта.  [3]

В первом из приведенных примеров предметом деятельности учения являются некоторые базовые умения, используемые в качестве элементов в будущей деловой деятельности и сумма соответствующих знаний, а продукт - умение изготавливать данную вещь.  [4]

В данной цитате хорошо проиллюстрирована сущность предмета деятельности учения на примере ситуации усвоения понятия перпендикулярных прямых.  [5]

Полагаем, что мы представили достаточное обоснование целесообразности использования понятия предмета деятельности учения, связанного с базовыми предметно-специфическими знаниями и умениями и их фрагментами, родственными по содержанию тем, что предстоит сформировать.  [6]

На первый взгляд может казаться, что рассмотрение еще не усвоенного опыта в качестве предмета деятельности учения имеет под собой основание, поскольку именно на него направлены операции, выполняемые учащимся. Вместе с тем дальнейший анализ показывает, что они направлены на него как на средство действия: точно так же дровосек направляет свои усилия непосредственно на топор и лишь через него - на древесный ствол, который является истинным предметом его действия.  [7]

Заслуживает обсуждения лишь вопрос о том, какую технику может использовать обучающий для выявления исходного и текущего предмета деятельности учения, поскольку это необходимо в процессе подготовки средства деятельности учения - доз учебного материала, соответствующего предметно-специфическим знаниям и умениям каждого учащегося и его познавательным возможностям.  [8]

При этом необходимо начинать с уточнения характера объектов, выполняющих функции средств, особенно основного средства, оказывающего прямое влияние на предмет деятельности учения и переводящего его в продукт - желаемые знания и собственно умения. Можно предвидеть возражения прежде всего относительно того содержания, которое мы вкладываем в такое понятие. В этой связи необходимо разобраться в содержании понятий других структурных моментов деятельности учения, среди которых особенно значимым сейчас оказывается понятие ее предмета.  [9]

В другой работе она связывает анализ исходного состояния учащихся с необходимостью выяснения также их индивидуальных ( психофизиологических) особенностей [ 132, с. Ясно, что как то, так и другое должно быть вынесено за пределы понятия предмета деятельности учения.  [10]

Для краткости словесные наименования этапов, выделенных в теории планомерного формирования умственных действий, заменены на их порядковые номера. Собственно усвоение начинается на втором этапе, продукт которого - первичное умение, образующееся на основе действия в идеальной форме и минимально детализированного. Затем оно используется в качестве предмета деятельности учения на этапе материального ( материализованного) действия.  [11]

Явное определение предмета и продукта деятельности учения в понимании ее близком к нашему, равно как и прочих ее структурных моментов9, встречается лишь в немногих психологических работах. Ильясова предметом этой деятельности является опыт самих учащихся, который преобразуется в учении путем присвоения элементов социального опыта, переработанного в содержание обучения, поэтому можно считать, что предметом данной деятельности является также не усвоенное еще содержание обучения, преобразуемое в ней из неусвоенного в усвоенное [ 46, с. Соглашаясь с первой частью ( вариантом) определения предмета деятельности учения, мы должны заметить, что второй его вариант, по существу, описывает структуру, отличную по своему содержанию от только что определенной. Как мы покажем ниже, в нашей системе подлежащий усвоению опыт занимает особое структурное место.  [12]

Так или иначе одно и то же по своему предметному содержанию действие может состоять из разного количества актов, и соответствующие компоненты деятельности учения по отработке умения его выполнять направлены на изменение этого количества. Происходит обычно увеличение степени детализированности. В самом деле, если операционный состав действия имеет достаточно большой объем, субъект не может усвоить умение в один прием. В то же время не всегда рациональным представляется деление процесса учения на сеансы по отдельным частям этого сложного действия, так как учащийся утрачивает общую ориентировку в действии, а значительная отсроченность его конечного продукта исключает своевременное первичное подкрепление, являющееся наиболее эффективным; одновременно снижается общая мотивация учения. Напротив, концентрическая организация деятельности учения, когда все концентры, кроме последнего, являются, по существу, пропедевтическими циклами или подготовительными функциональными компонентами учебной деятельности, направленными на генез предмета деятельности учения, устраняет подобные недостатки.  [13]



Страницы:      1