Cтраница 4
Достоинство прибора и метода в том, что смазка может разрушаться в зазоре между коаксиальными цилиндрами в широком интервале заданных скоростей сдвига и температур. Показателем тиксотропных превращений служит предел прочности на разрыв смазки, выдавливаемой через капилляр из ротационного прибора и отрывающейся под собственным весом. Варьируя длину капилляра, можно изменять длительность определения от 10 сек до 30 мин от момента разрушения в зазоре ротационного узла. На рис. 32 показано влияние температуры на интенсивность разрушения смазки ЦИАТИМ-201, определенное в этом приборе. [46]
Для подшипников, работающих со скоростями выше 5 - 10 тыс. об / мин, используют специальные смазки. К сожалению, экспериментальные исследования влияния состава и свойств смазок на их работоспособность в скоростных подшипниках отсутствуют. Имеются указания 10 31, что в этих случаях более работоспособны смазки, приготовленные на маловязких маслах с более плотной консистенцией, повышенным пределом прочности и гладкой текстурой. Тела качения прорезают в них незаплывающие канавки. В результате основная масса смазки не втягивается в циркуляцию внутри подшипника, что снижает рабочие температуры и препятствует разрушению смазки. С другой стороны, известны и обратные рекомендации3 42 - применять более густые смазки в тихоходных подшипниках. [47]
Достаточно широко для исследования вязкостных свойств смазок используются ротационные вискозиметры. Стандартизованный в 1959 г. метод оценки вязкостных свойств и предела прочности смазок ( ГОСТ 9127 - 59) предусматривает использование вискозиметра В. П. Павлова ПВР-1. В этом приборе смазка помещается в тонком зазоре ( 0 1 мм) между двумя коаксиальными цилиндрами. Внутренний цилиндр приводится во вращение с заданной скоростью. Крутящий момент, передающийся на внешний цилиндр, вследствие внутреннего трения смазки измеряется торсионным динамометром. Изменяя скорость вращения и измеряя соответствующие ей крутящие моменты, определяют вязкостно-скоростную характеристику смазки. Следует указать, что вследствие тиксотропии, присущей пластичным смазкам, постоянная величина крутящего момента ( по которой судят о вязкостных свойствах смазки) устанавливается не сразу, а после разрушения смазки до равновесного состояния. [48]