Cтраница 5
Типичная телшература топлива на выходе из бака ( 7, теплообменника ( 2, насоса ( 5 и на входе в сопло ( 4 в сверхзвуковом самолете со скоростью полета ЗМ и дальностью 10 000 км. [61] |
Оставшееся топливо ( 0 4 - 0 7 %) частично испарится и уйдет из бака, а остаток в топком слое будет интенсивно окисляться с образованием смолистых веществ и твердой фазы. Если в топливных баках крыльев будет находиться 10 т топлива, а окислению с образованием нерастворимых продуктов подвергнется лишь 1 % от оставшихся в баках после выхода на крейсерский режим 0 4 - 0 7 % топлива, то после каждого полета в баках крыльев будет накапливаться 400 - 600 г твердой фазы в виде нерастворимых осадков и смол. К этому количеству нужно добавить еще некоторую часть твердой фазы, образующейся в результате окисления основной массы топлива при разгоне самолета. [62]
Как и большинство других двигателей для гражданской авиации, ТРДФ Олимп 593 рассчитан на надежную работу в земных условиях при температуре воздуха от - 54 до 49 С, и это требование распространяется на все другие режимы эксплуатации. Для самолета Конкорд установлена предельная скорость полета, соответствующая числу Мп 2 2, и максимальная температура заторможенного потока на входе 400 К. Хотя на крейсерском режиме полета температура газа перед турбиной приблизительно на 80 К ниже, чем на взлете, многие узлы двигателя работают во время крейсерского сверхзвукового полета в таких же, если не более жестких, чем при взлете, условиях. В частности, это относится к турбине, охлаждение которой на крейсерском режиме производится более горячим воздухом, чем на взлетном режиме. [63]
Крылья имеют верхнее положение, так как влияние земли уменьшает приращение подъемной силы при интенсивном отсосе и вдуве. Отсос и вдув могут быть распределены по размаху или по хорде, но распределение по размаху эффективнее других способов, во всяком случае, для дозвукового транспортного самолета. Пример комбинированной системы вдува и отсоса показан на фиг. Увеличение С ьмакс путем управления пограничным слоем позволяет выбирать оптимальную площадь крыла для крейсерского режима при соответствующем увеличении скорости и дальности, однако, эти преимущества утрачивают смысл, если мощность, требуемая для отсоса, слишком велика. Для этой цели подходит струйный насос, а ротационные насосы непригодны. Воздух, отсасываемый в одном месте по размаху, вдувается в другом месте. [64]
Были уменьшены также число ступеней и диаметр турбины вентилятора. Двигатель должен был развивать на взлетном режиме тягу 162 3 кН, а на крейсерском режиме полета ( Я11 км и Мп 0 8) при тяге 36 9 кН иметь удельный расход топлива 0 0637 кг / ( Н - ч) [37], однако, несмотря на достаточно длительную доводку двигателя, планировавшиеся параметры не были получены и фирма прекратила работу над ним. [65]
Другой круг проблем связан с уже упоминавшейся задачей обтекания крыла при больших дозвуковых скоростях полета. Экономические эффекты здесь могут оказаться весьма значительными. Список литературы по этой проблеме велик, но содержит в основном численные решения прямой задачи обтекания в разных постановках; сами постановки в ряде случаев нуждаются в критическом анализе и уточнениях. В то же время, как отмечалось, весьма важны подходы к целенаправленному проектированию и оптимизации, хотя бы на крейсерских режимах. Некоторым новым идеям в этой области посвящена значительная часть раздела. [66]