Cтраница 2
Распределение масс автомобиля и жесткостей упругих связей почти симметрично относительно средней продольной плоскости, поэтому в расчетах колебаний некоторую малую асимметрию игнорируют. При этом общий процесс колебаний можно рассматривать состоящим из двух взаимно не связанных процессов: продольных колебаний ( рис. 11.45, б), характеризуемых вертикальным перемещением кузова ( уг), поворотом кузова вокруг поперечной оси ( г / 6) и попарно равными перемещениями обоих передних колес ( УЧ. [16]
Положение центра тяжести задано на чертеже. Система имеет две степени свободы. Вертикальное перемещение центра тяжести обозначим через g, а угол поворота кузова - через ср. [17]
Следует принять во внимание упругость пути в горизонтальном поперечном направлении, нелинейность сил взаимодействия колес и рельсов, силы сухого трения в местах опирания кузова на тележки. Решение получено с помощью ABM MH - 17M и численным интегрированием на ЭВМ. Критическая скорость зависит от момента W сил сухого трения при поворотах кузова относительно тележки. При увеличении 117 от 0 до 0 9 тс-м Укр возрастает от 54 до ПО м / с. [18]
Пренебрегая упругостью рессор, можно считать, что кузов автомобиля жестко связан с передней и задней осями. Колеса же соединены с ними шарнирно с помощью подшипников. Поэтому при движении автомобиля его кузов может совершать угловые перемещения относительно одной из осей. Поворот кузова происходит под действием моментов. Такими моментами могут быть: момент, передаваемый от двигателя к колесам автомобиля; моменты сил инерции колес, возникающие при неравномерном движении; моменты сил сопротивления качению; момент, создаваемый любой силой, линия действия которой не проходит через переднюю и заднюю оси автомобиля. [19]
Продольные боковые рессоры подвешены к раме тележки при помощи регулируемых по длине тяг 6 на прокладках 7 из резины. Хомуты рессор соединены с рамой тележки продольной тягой, имеющей по обоим концам также прокладки из резины. Тяга без трения удерживает хомуты рессор в одной и той же вертикальной плоскости при всех колебаниях кузова. В момент поворота кузова по отношению к тележке имеет место скольжение-трение между верхней плоскостью хомута боковой рессоры и рамой кузова, что служит амортизацией виляний. [20]
Для определения колебаний кузова автомобиля при движении по прямой дороге с неровным покрытием кузов как твердое тело можно считать подвешенным на упругих элементах, параллельно которым действуют гасители колебаний - демпферы. Упругими элементами являются рессоры и шины. При грубом приближении можно ограничиться тремя степенями свободы: вертикальным перемещением центра масс кузова и поворотами кузова вокруг продольной и поперечной осей, проходящих через центр масс. Более точные результаты будут достигнуты, если в расчетную схему между упругими элементами рессор и шин включить колеса автомобиля и в соответствии с этим добавить число степеней свободы, равное числу колес. [21]