Cтраница 3
Следует отметить, что рассмотренная выше технология сборки и пригонки подшипников характерна для мелкосерийного производства. В крупносерийном производстве шатуны быстроходных двигателей поступают обычно на сборку в законченном обработкой виде, причем подшипник нижней головки шатуна расточен в окончательный размер. Поэтому при сборке такой шатун лишь проверяют по соответствующей шейке коленчатого вала, слегка подшабривают ( главным образом галтели) и подбирают по весу. [31]
Перпендикулярность осей цилиндров к оси коленчатого вала проверяют с помощью струны и стрелок или специальным приспособлением. Перекос осей не должен превышать 0 02 мм на 100 мм их длины. Кроме того, проверяют прилегание подшипников нижних головок шатунов, затяжку шатунных гаек, зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна, посадку пальца в отверстии поршня и установку поршневых колец. [32]
Коленчатый вал выполнен сборным. Палец коленчатого вала пустотелый. На средней цилиндрической поверхности пальца размещены ролики подшипника нижней головки шатуна. [33]
Допускаемые зазоры в подшипниках. [34] |
На рис. 61 приведены наиболее часто встречающиеся конструкции подшипников верхней головки шатуна. Их изготовляют из бронзы в виде втулок, запрессованных в отверстие верхней головки. Подшипники нижней головки шатуна ( мотылевые) снабжены толстостенными или тонкостенными вкладышами, которые почти не отличаются от вкладышей коренных подшипников. [35]
Шатунный механизм поршней состоит из главного и прицепного шатунов, соединенных между собой паль цем, который установлен в проушину нижней головки шатуна, d левой стороны дизеля поршни соединены с прицепными, а о правой главными шатунами. Только главные шатуны через шатунные подшипники соединены с шатунными шейками коленчатого вала и передают усилия от поршней на вал, заставляя его вращаться. Вкладыши шатунного подшипника тонкостенные - корпус стальной, залитый свинцовистой бронзой. Головной подшипник и подшипник нижней головки щицепного шатуна - стальная втулка, залитая свинцовистой бронзой. [36]
В зависимости от размеров шатунов подшипники их верхних головок могут быть неразъемными и разъемными. На рис. 66 приведены наиболее часто встречающиеся подшипники верхних головок шатунов малых и средних размеров. Они представляют собой втулки, изготовленные из бронзы и запрессованные в верхнюю головку шатуна. Они состоят из вкладышей, залитых антифрикционным сплавом - баббитом. Подшипники нижних головок шатунов ( моты-левые подшипники) снабжены толсто - или тонкостенными вкладышами, залитыми баббитом. По конструкции они почти не отличаются от вкладышей коренных подшипников. [37]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников - стальные с тонкослойной заливкой из свинцовистой бронзы. Упорный подшипник имеет четыре бронзовых полукольца для фиксации коленчатого вала от перемещений в осевом направлении. Шатуны изготовлены из высококачественной углеродистой стали. Стержень их выполнен в виде двутавра. В верхней головке шатуна запрессована бронзовая втулка, а нижняя головка имеет съемную крышку. Плоскость разъема снабжена зубчатой нарезкой, надежно фиксирующей обе половины нижней головки от поперечных смещений. Подшипник нижней головки шатуна образован верхним и нижним стальными вкладышами, залитыми тонким слоем свинцовистой бронзы. Масло для смазки нижней головки шатуна поступает через масляные каналы коленчатого вала, а к верхней головке подводится по центральному отверстию в стержне шатуна. [38]